Путь познания
В конце 80-х — начале 90-х годов прошлого века, как это всегда бывает в смутные времена, в российском обществе резко возросли настроения неприятия научного подхода вообще и науки как таковой.
Пока дело ограничивалось безответственными заявлениями некомпетентных лиц да столь же несерьезными публикациями бульварно-желтых СМИ, отрицание науки можно было просто игнорировать. Но когда и солидные академические издания, такие как журнал «Вопросы философии», стали публиковать статьи с явно выраженным антисциентистским подходом к выявлению места и роли науки в современной цивилизации, причем подобные статьи не только не встречали никакой критики, а просто не обсуждались, это не могло пройти мимо моего внимания.
Я, далеко не философ вообще и уж, во всяком случае, не профессиональный философ, не выдержал и написал большую статью под названием «Полемические заметки о науке в наше время». Статья вышла в 1991 году в журнале «Свободная мысль» (ранее — журнал «Коммунист», главный теоретический орган ЦК КПСС). В этой публикации я наивно защищал два тезиса. Первый: противонаучность — противочеловечна. Второй: в наше трудное время нельзя противопоставлять науку цивилизации. Подобно тому, как счастье не есть стационарное состояние, а есть процесс достижения счастья, наука есть процесс обретения нового знания на той базе, которую уже накопило человечество. Статья вызвала некоторую дискуссию, чему я был счастлив.
Первый блин выглядел вполне достойно и положил начало серии подобных публикаций, что меня несколько утешало. Будучи ректором и председателем ВАКа я публиковался много, наиболее серьезны были выступления в журналах «Свободная мысль» и «Вопросы философии». Несмотря на некое разнообразие в тематике, все эти выступления трактовали разные стороны одного и того же вопроса о смысле образовательного процесса.
Сейчас я повторю то, о чем уже другими словами говорил ранее. Я пережил резкий переход от предметно-конкретной научной работы, результаты которой, однако, были интересны только узкому кругу посвященных, к масштабному общественно-значимому делу ректорства в Московском физико-техническом институте и председательствования в Государственном высшем аттестационном комитете России. Этот переход вызвал неодолимое стремление обратиться к общим вопросам образования, науки, морали, культуры, цивилизации, которые зазвучали по-новому конкретно и актуально на фоне в то время переживаемых страной крутых перемен. К сожалению, нельзя сказать, что в нашей стране это время уже закончилось.
Положение и профессия обязывают. Поэтому основное содержание упомянутой серии статей по существу своему сводилось к обсуждению разных сторон одной большой темы, которую можно обозначить как «Точные науки, науки о духе и фундаментальности высшего образования в контексте цивилизации применительно к России».
Когда завершилось мое служение в МФТИ и ВАКе, материал практически всех этих статей естественным образом лег в некую единую книгу, названную мной «Путь познания», вышедшую в 1998 году. Заметное место в ней, кроме вышеозначенной тематики, занимает обсуждение путей приобретения знаний как человечеством, так и отдельным человеком. Как известно, легко любить человечество, трудно — человека. Это же относится к общим рассуждениям о судьбах человечества и конкретному рассмотрению вопроса выбора жизненной траектории отдельным человеком.