Общегражданский интерес
На одном из заседаний научной части так называемой «межрегиональной депутатской группы» наш коллега из Прибалтики стал говорить о необходимости законодательно объявить безъядерной зоной весь Северо-запад СССР. Как только стало ясно, что сей парламентарий включил в область своей «миротворческой инициативы» Кольский полуостров, академик Андрей Дмитриевич Сахаров, до того мирно сидевший на диванчике, резко поднялся и со свойственной ему страстностью заявил, что делать это ни в коем случае нельзя, «ибо там находятся базы нашего ядерного подводного флота — основы нашей национальной безопасности». Академик Сахаров был не только великим ученым, защитником прав и свобод человека, но и патриотом России.
Кроме общегражданского интереса, меня занимал и вопрос о том, как и чем может быть полезен физтеху этот высокий государственный статус его ректора. Ради своего родного института я вошел в состав Комитета по науке и образованию, став заместителем его председателя.
Дело в том, что физтех был в опасности, его охватывал кризис: ужасное состояние общежитий; плохое питание в столовой; тяжелый быт сотрудников; низкая исполнительская дисциплина. И, самое страшное, на глазах происходило падение интереса к науке у заметной части студентов. Упал конкурс, в 1989 году он составил 2,4 человека на место, а после экзаменов, перед собеседованием — 1,4, что было недопустимо, опасно мало. В этом интегральном показателе сложилось многое: и общее падение престижа естественнонаучного образования, инженерного знания, технократического подхода и образа мышления, и изменение менталитета общества, и низкий уровень наших жизненных условий, и низкое качество жизни в Долгопрудном.
Именно эту последнюю по счету, но не по важности составляющую кризиса физтеха имел в виду безвестный абитуриент, который назвал МФТИ «розой на помойке». Обо всем этом я говорил в 1990 году в своем традиционном февральском выступлении. Большое место в этом выступлении было уделено злободневным вопросам финансирования, капитального строительства, корректировки учебных планов, деятельности базовых кафедр, работе со школьниками.
Существенно новым был подход к преподаванию общественных наук. Я позволю себе привести пространную выписку из доклада 3 февраля 1990 года: «Понятно, что преподавание общественных наук находится сейчас в глубоком кризисе, если не в развале. В то же время здесь происходят сложные, но обнадеживающие процессы. Неправильно было бы идти по пути сокращения времени на преподавание общественных наук. Нужно менять их структуру, содержание, методику, органически вписать их в «систему физтеха», установить более тесное взаимодействие с научно-исследовательским институтами, привлекать оттуда специалистов для чтения лекций, направлять штатных преподавателей МФТИ на переподготовку.
Общеизвестно, какое серьезное внимание уделяют наукам об обществе, гуманитарной подготовке технические вузы на Западе, да и опыт науки XX века показывает, что границы гуманитарного и естественнонаучного знания часто оказываются не такими четкими и безусловными, что современному специалисту в науке нужна целостная картина мира. Студенты остро ощущают неизбежную ущербность узкотехнического образования.