Образование
Объем и характер знаний, способы их приобретения, накопления, распространения и передачи, области и цели их применений сущностно определяют цивилизацию. Нет другого пути приобщения к действенным знаниям своей эпохи кроме получения адекватного эпохе образования. Образование — единственный способ немаргинального вхождения в цивилизацию своего времени. Наиболее полное и наилучшим образом систематизированное знание дает высшее образование в его университетской форме. При этом неважно, как реализуется эта форма, в виде ли традиционного всеобъемлющего университета, действительно политехнического института или исследовательского естественно-научного университета.
Таков был замысел этой книги. Написана она была в кабинете председателя ВАКа, признаюсь чистосердечно, в так называемое рабочее время за время августа 1993-го по август 1996 года.
Так или иначе, но вся моя публицистика посвящена науке. Это тяжелая тема — наука трудна для понимания, она, можно сказать, безжалостна. Она беззастенчиво опровергает любимые и привычные заблуждения. Она говорит горькую правду, которую никто не любит. Для науки нет запретных тем, нет излишне деликатных вопросов, нет авторитетов, нет сакральной истины. Это раздражает.
Но в глубине души даже самые яростные из обскурантов понимают, что наука приносит людям добрые плоды и что она им нужна. И будет нужна до тех пор, пока будет оставаться наукой. Наука проверяема, ее результаты воспроизводимы, и при правильном использовании их прямые приложения полезны. Можно забыть на время об извечной тяге человека к новому, неизведанному. Но нельзя забывать о презренной прозе жизни. Эта проза часто родит высокую поэзию изощренного научного поиска.
Одно лишь естественно-научное знание, формируя менталитет технократа, в стратегической перспективе пагубно. Но и чисто гуманитарное образование в его традиционных формах воспитывает пренебрежение точным знанием и необходимостью принимать во внимание объективные законы физического мира, ведет к переоценке волевого начала в управленческой деятельности, создает предпосылки тактических и стратегических ошибок Для общества в целом в равной мере необходимы как гуманитаризация естественно-научного и инженерного образования, так и естественно-научная фунда-ментализация образования гуманитарного.
Наука элитарна по самому своему смыслу, что накладывает свои жесточайшие ограничения. Она требует высокой морали, высокой гуманности. Иначе элитарность опасна. К счастью, как правило, человек высокой гуманитарной культуры лучше, плодотворнее, полнее, богаче воспринимает, а затем и использует специальные знания.