История культуры
Первый опыт работы новой кафедры «История культуры», где преподавание строится не по традиционным программам, где студентам предоставлено право выбирать курс и лектора, говорит о глубоком интересе студентов МФТИ к обществоведческим дисциплинам. Надо только этот интерес не убивать догматическим поверхностным преподаванием». Так от вечерних, никого ни к чему не обязывающих академических чтений мы перешли к регулярным гуманитарным курсам, включенным в учебный план. Студенты были в восторге. Далеко не в восторге пребывали традиционные преподаватели традиционного обществоведения. По въевшейся в их сознание многолетней привычке они завалили своими жалобами райком и обком КПСС. Но неназойливые ссылки на благожелательное обсуждение наших подходов к гуманитарному образованию с Генеральным секретарем ЦК КПСС, отрезвляюще действовали на излишне ретивых партийных функционеров, всегда готовых строго запретить и серьезно наказать.
Понятно, что кризис физтеха был отражением общего кризиса идеологии, экономики и политологии страны. Физтех как некая подсистема был погружен в большую, но равновесно загнивающую систему. Но, к счастью, законы термодинамики не приложимы к сообществам людей, одаренных сознанием и волей.
Для пробуждения интереса к судьбам системы образования во властных структурах, всегда персонифицированных, очень полезно иметь кабинет в здании аппарата Верховного Совета, доступ ко второй и первой «вертушкам», известным как АТС-2 и АТС-1 системы правительственной связи.
Здесь я должен отметить положительную роль проректора МФТИ профессора Виктора Алексеевича Школьникова. Обладая большим административным опытом, он прекрасно разбирался во всех хитросплетениях высокой чиновничьей политики. Ему принадлежит гениальная идея организовать выпуск постановления Совета Министров РСФСР, посвященного МФТИ. В заключительных словах своей февральской речи 1990 года я прозрачно намекнул на проводимую ректоратом работу по проработке соответствующего документа. В следующем году я смог более подробно рассказать о подготовке постановления правительства России.
В целом же доклад в феврале 1991 года можно характеризовать как «плач на реках Вавилонских» о судьбах русской научной и технической интеллигенции, как жалобы на вечную тему нехватки денег и внимания начальства. Из внутренних недоработок были отмечены потеря ответственности на базовых кафедрах перед студентами, плохая работа аспирантуры и ослабление внимания к подготовке абитуриентского корпуса.
Положительными моментами являлись реализация на кафедре общей физики учебного плана объемом в шесть семестров, становление созданной полтора года назад кафедры «История культуры». За три семестра было прочитано свыше 20 совершенно новых курсов лекций по авторским программам. Под руководством Александра Львовича Доброхотова кафедра удачно вписалась в систему физтеха и пользовалась колоссальной популярностью у студентов. Им импонировал стиль работы кафедры, широкий диапазон предлагаемых гуманитарных дисциплин и серьезное, лишенное поверхностного как популяризаторства преподавание, так и предметное содержание курсов.
С известной натяжкой к достижениям Института можно отнести и удачное начало реальной деятельности по международным связям МФТИ. В 1990 году количество студентов, аспирантов и сотрудников института, выезжавших за пределы СССР, исчислялось десятками. Это ничтожно мало по нынешним меркам, но это был прорыв, и потому он заслуживает упоминания.