Директор
Директор совершила серьезную ошибку, уволив сразу нескольких малограмотных учительниц, не любящих свое дело, и главное, обучаемых детей. Что тут началось! По их жалобам начались проверки из РОНО, рассмотрение в райкоме партии, судебные угрозы и т. п. Пришлось директору и мне из школы уйти.
Надо сказать, что данный педагогический опыт совершенно неожиданно очень помог в 1987 году, когда в силу ряда обстоятельств, мне было предложено баллотироваться на пост ректора МФТИ. Зная меня достаточно хорошо, Олег Михайлович Белоцерковский — тогдашний ректор, тем не менее, стал наводить соответствующие справки. Он обратился к своим однокурсникам — Феде Бункину и Игорю Радкевичу. И попал очень точно: Игорь возглавлял тот родительский комитет, который пригласил меня в школу №42, а с Федей я подробно обсуждал все свои педагогические новации.
Мне трудно объяснить, почему так случилось, но я снова получил интересное педагогическое предложение, на этот раз чисто физтеховское. Вероятно, из меня исходила какая-то педагогическая эманация, которую воспринимали окружающие. Итак, осенью 1968 года я начал читать в рамках курса общей физики лекции по квантовой физике на факультете авиационной и летательной техники (ФАЛТ) МФТИ в городе Жуковском. По существу, речь шла о квантовой механике, что для меня было делом совершенно новым, поэтому я готовился к лекциям особенно тщательно. Перед студентами, как и при чтении лекций по квантовой электронике, я представал с небольшой колодой библиографических карточек. Разница состояла в том, что теперь у меня не было внутреннего ощущения предмета, так как, строго говоря, я в данной области не работал. Поэтому я предварительно тщательно записывал текст лекции, как если бы я готовил на эту тему обзорную статью для журнала. Конспектом этих текстов и являлись записи на библиографических карточках. Меня удовлетворяло, что аудитория всегда была полна. Студенты физтеха быстро поняли, что молодой профессор читает им что-то такое, что в книгах с ходу не найдешь. Слушали все внимательно, вопросы задавали толковые.
Должен, однако, сказать, что для меня совершенно неожиданным оказалось то обстоятельство, что регулярно читать лекции поточной аудитории в 100 — 150 слушателей — это совсем не то же самое, что выступать перед группой студентов в 15 — 20 человек. В последнем случае легко устанавливается эмоциональный контакт со всеми слушателями, что сильно помогает передаче знания и их лучшему усвоению. Большой аудиторией овладеть труднее. Бывали дни, когда я прямо-таки физически ощущал какое-то вязкое сопротивление на пути передачи не столько знания, сколько отсутствие чувственного ощущения задачи лекции. Только незамысловатая шутка, анекдот могли наладить контакт с аудиторией. Большой ошибкой при этом было бы ориентироваться на понимающие глаза студентов первого ряда. Тут нужно чувствовать всю аудиторию в целом. Особенно ответственны первые две-три лекции: полученный на них авторитет помогает долго владеть аудиторией, если, конечно, не забывать об этой необходимости...
В 2002 году, разбирая бумаги в старом своем кабинете в ИОФАНе, я нашел полные записи прочитанных мною в 1968-1969 годах лекций. Прочел их и удивился тому, что материал этот отнюдь не устарел и вполне может стать основой серьезной публикации. За два года такая книга была издана. Это — «Начальные главы квантовой механики» (в соавторстве с НА Кириченко). Но об этом позже. Такова была педагогическая составляющая научно-преподавательской деятельности, наработанная мной на пороге шестого десятка жизни.