Беседа
Два момента той беседы следует, тем не менее, отметить.
Рассказывая Б.Н. Ельцину о физтехе, я упомянул о своих попытках осуществить гуманитаризацию естественнонаучного и инженерного образования. Его это искренне и сильно заинтересовало. Мы договорились, что я напишу ему на сей предмет коротенькое письмо, на кое он сможет «наложить» положительную резолюцию. Сия акция была произведена, и она имела далеко идущие последствия.
По ходу разговора Борис Николаевич попросил меня охарактеризовать Н.Г. Малышева. Я сказал Ельцину, что профессионально Малышев мне очень симпатичен, поскольку он является первым встреченным мною большим руководителем, знающим закон Ома для полной цепи. Что же касается человеческих качеств, то он очень хорошо выдержал экзамен на «настоящего мужика», которому я его деликатно, но сознательно подверг еще в глубоко советское время в Австрии. Основным содержанием «экзаменационных билетов» было австрийское пиво и венское такси. Не знаю, как насчет закона Ома, но австрийский эпизод Ельцину явно понравился.
Вскоре, а именно 14 октября 1991 года, Н.Г. Малышев получил от президента Российской Федерации поручение: «Министру Высшего обр. Р. Ф. Малышеву Н.Г. Я поддерживаю эту идею. Продумайте вариант оказания помощи и оформления этого замысла». Такую резолюцию Б.Н. Ельцин наложил на мое письмо, переданное лично ему в руки во время второго нашего свидания 20 сентября того же приснопамятного года. Это было, увы, последнее деловое личное свидание ректора МФТИ с Президентом России. Да и то он, сам назначивший мне день и час встречи, выскочил на минутку в приемную, извинился предо мной, что не может меня принять, взял упомянутое письмо и предложил в случае необходимости писать ему и... уехал в отпуск.
В этом письме, ссылаясь на беседу, имевшую место неделей раньше, я обращался к президенту Российской Федерации поддержать идею гуманитаризации естественно-научного образования с целью формирования гуманистических и патриотических убеждений будущих инженеров и ученых-естественников. Сообщая об эксперименте, проводимом в этом направлении в МФТИ, я просил скромной финансовой и высокой статусной поддержки нашего начинания. Заключая то короткое письмо, я выразил надежду на то, что «в результате сочетания фундаментального естественно-научного и гуманитарного образований будут воспитаны молодые люди, стремящиеся искать, находить и решать самые острые проблемы возрождения России».
В результате 31 марта 1992 года председатель Комитета по высшей школе Министерства науки, высшей школы и технической политики России Владимир Георгиевич Кинелев соответствующим приказом создал в МФТИ межвузовский Центр гуманитарного образования «Петр Великий».